Обучающимся
Дорогие ребята!
К сожалению, продолжает расти количество заболевших гриппом в школах и детских садах Красноярского края.
Чтобы не заболеть гриппом нужно больше о нём знать и соблюдать ряд рекомендаций, разработанных специалистами Роспотребнадзора:
http://rospotrebnadzor.ru/abou...
http://rospotrebnadzor.ru/regi...

С целью повышения правовой грамотности в вопросе самостоятельной защиты персональных данных к вашему вниманию презентация видеоурока на тему «Информационная безопасность в цифровой реальности».

«Человек, о котором стоит написать книги, известен в России лишь избранным и почти забыт в Америке. Сказать, что Юдин - это Третьяков русской книги, значит, ничего не сказать. И если Павлу Михайловичу Третьякову повезло - картины, им собранные, приняла в дар Москва, то собрание русских книг Юдина Россией было отвергнуто»…
Американский исследователь Щтейн.
Музей-усадьба Г.В.Юдина в Красноярске http://www.kkkm.ru/filialy-muzeya/muzei-usadba-gv-iudina/o-muzee-usadbe
Библиотка музеев России - часть Музея-усадьбы Г.В. Юдина http://www.kkkm.ru/filialy-muzeya/biblioteka-muzeev-rossii/biblioteka-muzeev-rossii
Сквер имени Г.В.Юдина в Красноярске https://2gis.ru/krasnoyarsk/geo/985849613255176?m=92.851775%2C56.01811%2F17
Юдинский мост через реку Качу в Красноярске https://go.2gis.com/uxw3a
Международная научно-практическая конференция «Юдинские чтения» в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края https://kraslib.ru/about/photoreports/?event=311
Список печатных трудов И. А. Половниковой, связанных с жизнью и библиотекой Г. В. Юдина https://pinna.moy.su/index/g_v_judin/0-5

«Конечно, каждый человек время от времени думает: «Ах, если бы я в свое время не сделал того-то, не поступил бы так-то, все вышло бы по-другому, я бы не страдал и не жил бы столько лет несчастливо» и т. д. Но, видимо, в нашей жизни все предначертано и строится так, как тебе дОлжно это сделать. У каждого есть своя колея, свой путь, который он должен пройти от начала до конца – через лишения, страдания, счастье…Чтобы чувствовать себя счастливым, нужно познать и несчастья»...
«Мой голос — часть меня. Воспитывать хороший вкус нужно на оперной музыке»...
Д.А. Хворостовский
Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского (ул. Перенсона, 2) http://krasopera.ru/
Образовательные учреждения в Красноярске и Прокопьевске Кемеровской области:
Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского в Красноярске http://www.kgii.ru/
Прокопьевский областной колледж искусств имени народного артиста Российской Федерации Д. А. Хворостовского в Прокопьевске Кемеровской области http://music-prk.ru/
Международный аэропорт им. Д.А. Хворостовского в Красноярске https://www.kja.aero/
Памятник Д.А. Хворостовскому в Красноярске https://go.2gis.com/vgtb1w
Бюст Д.А. Хворостовского в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» https://riamo.ru/article/324397/byust-dmitriya-hvorostovskogo-ustanovili-v-gelikone-opere-v-moskve.xl?mDesc=&mImg=&mImgHeight=&mImgWidth=&mTitle=
Памятник на могиле Д.А. Хворостовского в Москве на Новодевичьем кладбище https://www.starhit.ru/novosti/v-moskve-otkryili-pamyatnik-dmitriyu-hvorostovskomu-189954/
Документальный фильм 2017 года «Дмитрий Хворостовский. Из России с любовью» https://www.dokonlin.ru/video/dmitrii-hvorostovskii-iz-rossii-s-lyubov.html
Документальный фильм 2018 года «Дмитрий Хворостовский: "Я должен был вернуться!". Фильм Евгении Плотниковой https://www.youtube.com/watch?v=QNAh13FpWf8
Книга «Дмитрий Хворостовский. Голос, покоривший мир» https://krsk.aif.ru/culture/kniga_o_zhizni_dmitriya_hvorostovskogo_izdana_v_krasnoyarske
Книга «Дмитрий Хворостовский. Две женщины и музыка», Софья Бенуа. https://bookz.ru/authors/sof_a-benua/dmitrii-_355/1-dmitrii-_355.html
Любая наука имеет свою историю возникновения и развития. Это относится и к графике как к одному из разделов начертательной геометрии. Интересно знать, как эта наука стала предметом, который изучается в вузах, училищах и школах. Истоки зарождения графики относятся к древности периода палеолита (20 тысяч лет до н. э.). Это удалось установить, когда при раскопках были обнаружены наскальные рисунки в каменных пещерах, на стенах каменных жилищ и на предметах утвари, а позднее – изображения на папирусах.
В наскальных рисунках проявлялась попытка человека своеобразными способами отобразить на плоском изображении объемность.

Шло время, сменялись века, происходил переход от родовых общин к государству. Совершенствовались бытовые жилища, строились города. Для укрепления обороны городов возникали крепости, создавались храмы для молитв. История повествует о постройках Древнего Востока, при которых применялись изображения, допускающие изменения, то есть прототипы первых элементарных чертежей с использованием геометрических построений практического назначения. Сохранившиеся планы египетских городов, известные постройки пирамид, фасады и планы (чертежи) зданий, папирусы, содержащие повествование о зачатках геометрии – все это свидетельствует о применении элементарных проекционных приемов. Самые ранние сведения о способах построения изображений, которые удалось определить человеку, принадлежат Древнему Египту. Именно там, были найдены высеченные на камне план сада, и фасад здания с планировкой помещений и расположением окон и дверей, изображенных с помощью линейного масштаба.

На смену египетской культуре пришла античная культура Древней Греции. Слово «античность» означает «древний». Древнегреческое искусство изображений проникнуто реализмом, гармоничным совершенством, духом движения к достоинству человека. Античная культура дала миру плеяду талантливых творцов и созидателей во всех сферах жизни. Поэтому не случайно, что начала геометрии о способах изображения на плоскости широко и многогранно были представлены в трудах:
Пифагор (VI в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, политический деятель, математик. Помните знаменитую теорему о «пифагоровых штанах»? Пифагор особенно знаменит, а для нас интересен, как математик. Он считал математические начала как основу «начал» всего существующего. Он открыл числовую гармонию и доказал ей: всё, что нас окружает. Пифагору принадлежат первые сведения о «золотом сечении», как математической закономерности, определяющей наиболее красивое и гармоничное соотношение величин всего, что создано природой, и на основе его – руками человека.
Демокрит (ок.460 – 370 гг. до н.э.) – крупнейший ученый математик, естествоиспытатель Древней Греции. Он в своем трактате «О геометрии» занимался изображением пространственных фигур на плоскости.
Евклид (III в. до н.э.) – известный древнегреческий ученый-математик, физик,. Он является автором всемирно известного труда под названием: «Начала», изложенного в 13 книгах в виде 12 аксиом и 61 теоремы по геометрии, которые не утратили своего значения до настоящего времени.
Архимед (ок. 287 – 212 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученый, математик, механик, инженер военной техники. Греки высоко ценили Архимеда, прежде всего как геометра. «В области геометрии нельзя найти более трудных глубокомысленных задач, решенных с такой простотой и ясностью» — так писал о нем древнегреческий историк Плутарх.
Архимеду принадлежат многие открытия, которыми мы пользуемся до сих пор. Он впервые вычислил длину окружности и площадь круга. Дал приближенное значение числа π, предложил способы определения площадей и объемов геометрических фигур и тел, открыл винтовую линию, ввел в геометрию понятие «движение» и вывел способ построения спирали, которую позднее назвали его именем. Открытия, которые сделал Архимед в области геометрии, основаны на новом методе, связанном с ее прикладным характером и с использованием графических построений. «Этот сицилиец обладает гением, которого, казалось бы, человеческая природа не могла достигнуть» — так писал о нем Марк Туллий Цицерон.
О чертежах древнегреческого периода известно очень мало. Но, вероятно, они существовали, о чем свидетельствует «каменная летопись» — останки античной архитектуры, в которой заложены удивительные секреты строительства. Однако достоверных документов, о разработанных греками чертежах, не сохранилось, они не дошли до наших дней. Об их существовании и некоторых сведениях, с теоретическими положениями и практической стороной строительства, удалось узнать из единственного – труда Витрувия.
Витрувий (в16 – 13 гг.до н.э.) в капитальном труде «Десять книг об архитектуре» изложил важные положения, связанные с архитектурой и построением чертежей. Он рассматривает чертеж как изображение, состоящее из трех видов: план сооружения, фасад и перспективное изображение. Он обобщил опыт в области построения графических изображений древнегреческих ученых. На основе их работ оп разработал новые способы и правила построения изображений, но без теоретических обоснований.
За периодом античности наступает мрачный и жестокий период средневековья. По словам Ф. Энгельса «средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, чтобы начать во всем с самого начала». Об этом разрушительном времени писал итальянский художник – гуманист эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти: «… все статуи и картины самого совершенства были уничтожены. Так вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и, правила, которые давали наставления». Развитие замедлилось. Вместе с тем появлялись первые города и крепостные постройки, различные виды ремесел, наметились ростки просвещения. Строились недоступные феодальные замки, монастыри, напоминающие военные крепости, готовые к отражению нападений врага и их осаде. Строительство таких зданий вызывало необходимость выполнения чертежей простыми способами. Новшеством, дополняющим или заменяющим чертежи, было использование моделей. Чертежи тех времен не сохранились, так как их объекты были строго засекречены. Архитекторы при выполнении заказов следовали образцам, а их работой руководил мастер. Идеи и замыслы принадлежали ученому – инженеру. В творческой работе преобладало коллективное начало, поэтому мало имен творцов – созидателей этого периода дошло до нас.

В этот период появился в архитектуре готический стиль народности готов. Вместо массивного собора, имеющего характер крепостного сооружения, возник тип храма, устремленного ввысь, символизирующего прорыв к небу, к всевышним силам. В этот период – науки пришли в упадок. В течение более тысячи лет наука о построении графических изображений так же не развивалась, так как в эпоху средневековья преследовалась и угнеталась всякая мысль.
С XIII века изменяется развитие мира. Феодальные поселения перерастают в города, осуществляется строительство дворцовых сооружений, каналов и мостов, а это проявляет интерес к решению новых технических проблем, связанных с развитием наук. В Европе открываются вузы. В это время оживляется осмысление прошлого и восстановление культуры периода античности. Название этого периода «Ренессанс», (фр. Renaissance), т. е. «Возрождение». Наступает расцвет творчества, который явил блеск античной древности. Период эпохи Возрождения был самым ярким в истории развития наук и особенно в области изобразительного искусства. Ф. Энгельс очень точно охарактеризовал этот период: «Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености». Шло бурное развитие техники и строительства. Теория построения изображений развивалась на геометрической основе и во взаимосвязи с математикой.
В X веке Россия стремительно развернула строительство деревянного зодчества. Строились деревянные церкви, дворянские дворцы, крестьянские избы и мосты. Из дерева создавали предметы быта, сани и прялки. Окна зданий украшались резными наличниками, двери и ставни крыльца узорчатыми навесами. Появилась первая икона на деревянной доске. Затем, в XI веке, началось каменное строительство храмов необыкновенной красоты и в торжественном величии. Такое строительство требовало наличие чертежей, которые не дошли до нашего времени. Эти безвозвратно ушедшие потери связаны с нашествием пожаров и разгромами, это: монголо-татарское иго в XIII – XIV вв., польско-литовское нашествие XVII в., нападение Наполеона в XIX в. с господствующим разграблением ценностей и в XX в немецкий фашизм Второй мировой войны, уничтоживший неповторимые памятники России и мировой культуры. Великая Русь каждый раз вставала из пепла и возрождала культуру. В те времена иконы играли большую роль в жизни человека. Иконы были в каждой семье.
Помним Андрея Рублева (1430 г.), который с удивительным мастерством передавал на плоской доске «высшие силы», стоящие над человеком, без соблюдения единства времени и пространства, т.е. вне времени и вне пространства.
В этот период возникла необходимость измерения и определение размеров изображаемых объектов, что требовало наличие чертежей. Чертежи нужны были в строительстве, военном деле, промышленности и в картографии .При Иване Грозном было руководство: «Книга, именуемая Геометрия или Земледелие, радиксом и циркулем глубокомудрая, дающая легкий способ измерить места самые недоступные, плоскости, дебри». В ней указывались чертежные принадлежности и правила геометрических построений. Картографические чертежи содержали план местности с наглядным изображением архитектурных проектов. Они изображали местность как бы с высоты «птичьего полета». Чертежи содержали надписи, поясняющими изображения, выполнялись по «числовым» размерам, дающим представление о габаритах сооружения и его отдельных частей без соблюдения масштаба. Архитектурные объекты изображались строго в вертикальном положении без сокращения их величины. Примером является чертеж северной части Красной площади г. Москвы. На чертеже предмет изображался с нескольких сторон, без искажения с выбором разных точек зрения. Дан план местности города, крепости в аксонометрии и в сочетании с перспективой.
В это же время, в Москве по приказу Ивана Грозного был создан «Пушкарский приказ», который ведал инженерным и артиллерийским делом. Чертёжники, которые там работали, именовались: «чертещиками». Они применяли линейки (правило) и циркули (кружало). По распоряжению царя по всему Московскому государству собирался географический материал, который, впоследствии, лёг в основу составленного в XVI век «Большого чертежа» всей Московской Руси.

В начале XVII века при Борисе Годунове был составлен «Годуновский чертёж» Кремля, где были изображены дворцовые палаты и оборонительные укрепления, расположенные вокруг. Все эти сооружения строились по разработанным чертежам.
В период правления Петра I, в начале XVIII века, в России развивается кораблестроение, горнорудное дело. Строятся машины и силовые установки. По царскому указу вводится преподавание черчения в специальных учебных заведениях. Появляются первые учебники по черчению: «Приёмы циркуля и линейки» и «Практические геометрии». В это время появляются первые графические изображения заводских зданий, которые выполняются в двух видах. Широко известен чертёж двадцатидвухвёсельного шлюпа, выполненный лично Петром I в 1719 году.
Во второй половине XIX в. в России, уже в общеобразовательных школах были введены «рисование» и «черчение». Программы разрабатывались с участием П. П. Чистякова. Он содержал в себе черты большого мастера и педагога. Он считал, что: «линия – оригинал предмета в пространстве – не может быть нарисована вполне верно только посредством одного «талантливого глаза», она требует строго точной проверки, основанной на самых точных приемах и правилах. Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел».
В начале XX века , уже в Советском Союзе, значение графических дисциплин было поднято на новый качественный уровень. При ВУЗ-ах организовывались самостоятельные кафедры, объединившие все виды графических дисциплин. В стране возросло количество диссертационных работ по теоретической и прикладной графике. В 1925 году был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. В 1929 году вышел первый выпуск стандартов по черчению. 1 мая 1935 года Комитет по стандартизации издаёт постановление, согласно которому соблюдение стандартов на чертежи становится обязательным.
С началом Второй мировой войны возникла необходимость разработки новых видов технологически сложных вооружений. Начало освоения космоса предъявляет к точности технической документации невиданные ранее требования! Всё это оказывает колоссальное влияние на качество подготовки конструкторских коллективов и их умению работать с изображениями.
С середины XX века начинает появляться машинная графика. Разработаны системы автоматизированного проектирования, предназначенные для выполнения конструкторских работ с применением математических методов и вычислительной техники. Современные САПР дают возможность изучить созданные модели до их выполнения в соответствующем материале.

Это на порядки сокращает время создания новых изделий. Результатом такого моделирования является электронная математическая модель, которая используется на всех стадиях жизненного цикла изделия.
Развитие новых технологий постоянно предъявляют всё более жёсткие требования к современному инженеру-конструктору. За последние годы информационные технологии коренным образом изменили принципы конструирования повысив их точность и надёжность в десятки раз! И хотя, давно в прошлом, остались те времена, когда все расчёты, чертежи и документы выполнялись вручную, мы должны помнить о важнейшем значении именно ручных, графических методов в освоении понимания методов пространственного «умозрительного» отображения окружающего нас мира на плоской бумаге!
Здесь нужно ещё раз вспомнить, что в «основе основ» лежат методы построения графических изображений пространственных форм на плоскости, которые создал Гаспар Монж (1746 – 1818) – знаменитый французский ученый, математик, геометр Он сыграл исключительную роль в открытии и развитии науки о методах изображения. Монж впервые предложил рассматривать плоский чертеж в двух проекциях как результат совмещения горизонтальной плоскости проекций с фронтальной, путем вращения вокруг прямой их пересечения, то есть оси проекций. Этот способ получил название «эпюр Монжа».

Первоначальные ростки построения изображений появились давно. Гаспар Монж собрал их в строгую систему и привел неоспоримые доказательства построений и изложил их в книге «Начертательная геометрия», которая была издана в 1795 г. Его работы явились в XVIII веке началом нового этапа в развитии науки о построении графических изображений.
Начертательная геометрия – раздел геометрии, в котором изучаются различные графические методы построения пространственных форм на плоскости, является одной из основных дисциплин в профессиональной подготовке конструктора, так как способствует развитию пространственного воображения и умению мысленно создавать представления о форме и размерах объекта по его изображению на плоскости.
Важнейшее прикладное значение начертательной геометрии состоит в том, что она учит владеть графическим языком конструктора – чертежом, учит выполнять и читать чертежи всех созданных проектов в мире. Невозможно представить детально ясно предмет даже по самому подробному его описанию, однако, это легко воссоздать, имея навыки в чтении проекционных чертежей объекта.
Передача точной технической информации об объекте представляет собой свод приемов, правил и общепринятых условностей выполнения графических изображений и нанесения цифровой и текстовой информации. По существу это – международный язык технического общения.

«Я глубоко убежден, что мои танцовщики не смогут лучше хакасов, бурят, якутов исполнять их танцы. Каждому народу даны природой такие хореографические задатки, которые другой народ повторить не сможет»...
«Увлекайтесь работой! Работа спасает от любых невзгод, поможет забыться, раствориться, вылечит»...
М.С. Годенко
Красноярский государственный ансамбль танца Сибири имени М.С. Годенко https://krasfil.ru/collective/4/Krasnoyarskii-gosudarstvennyi-akademicheskii-ansambl-tantsa-Sibiri-imeni-M-S-Go~
Улица имени М.С. Годенко в Красноярске https://go.2gis.com/rmkqk
Памятник М.С. Годенко в Красноярске https://go.2gis.com/8o5ll
Мемориальная доска в Красноярске, пр. Мира, 100 https://go.2gis.com/o7fph
Теплоход «Михаил Годенко» http://cruiseinform.ru/cruisepedia/001/mikhail-godenko/
Документальный фильм 1992 года «Вся жизнь в танце…» http://xn--d1ahjeffa7be1f.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-9974/
Документальный фильм 2014 года «Танцуй свою жизнь» https://kaleda.ru/events/11578
Книга А. Медовой и Д. Мосуновой «Михаил Годенко: живой огонь танца» https://gnkk.ru/books/mikhail-godenko-zhivoy-ogon-tanca/

«Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в середке не защищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе»...
В.П. Астафьев
Образовательные учреждения в Красноярске:
- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, (ул. Ады Лебедевой, д. 89) http://www.kspu.ru/
- Красноярский многопрофильный техникум им. В.П. Астафьева (ул. Северо-Енисейская, 42) http://kraspu19.ru/
Музеи в Красноярске и с.Овсянка (на родине писателя):
- Литературный музей им. В.П. Астафьева (ул. Ленина, 66) http://www.kkkm.ru/filialy-muzeya/literaturnyj-muzej/o-muzee
- Библиотека-музей В. П. Астафьева (с.Овсянка, ул. Набережная, 67) http://biblio-ast.ru/
- Мемориальный дом-музей Астафьева (с. Овсянка, ул. Щетинкина, 26, 35) https://tonkosti.ru/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0
Памятник В.П. Астафьевау в Красноярске https://go.2gis.com/r2i48
Памятник Царь-рыбе, который посвящён одному из самых знаменитых рассказов писателя https://go.2gis.com/hz3q8
Памятник В.П. Астафьеву и его жене Марии Семеновне в с.Овсянка https://go.2gis.com/uiaq7
Мемориальная доска в Красноярске, микрорайоне Академгородок, д.14 https://go.2gis.com/b0p66
Нефтяной танкер «Виктор Астафьев» http://www.korabli.eu/galleries/oboi/grazhdanskie-suda/tankery/viktor-astafev
Документальный фильм о (2010, реж. Андрей Зайцев) «Виктор Астафьев. Веселый солдат» https://www.youtube.com/watch?v=QmQISPqik34&feature=emb_logo
Футбольный «Кубок Астафьева» в Красноярске с 1996 года https://afisha.sibnovosti.ru/events/v-krasnoyarske-proydet-traditsionnyy-futbolnyy-kubok-astafieva
Книга Алексея Бондаренко «И стонет моё сердце…Очерки о В.П. Астафьеве».

Истребитель Supermarine «Spitfire»
Супермарин Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire, в букв. переводе — «злюка, вспыльчивый») — британский истребитель времён Второй мировой войны. Различные модификации использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика. Всего были построены 20351 спитфайров, включая двухместные учебно-тренировочные машины. Часть машин оставалась в строю до середины 1950-х годов.

Supermarine «Spitfire» справедливо считается лучшим британским истребителем Второй Мировой войны, около 1200 этих самолетов имели честь, вместе с другими иностранными самолетами, стать оружием советских летчиков сражавшихся в небе Великой Отечественной войны. В СССР попали три модификации этого самолета: фронтовой разведчик «Spitfire» PR. Mk.lV, истребители «Spitfire» Mk.V и Mk.IX.
Началась история этой машины в английском городке Вулстон, где в годы Первой Мировой войны небольшая фирма «Pemberton-Billing, Ltd.» («Пембертон Биллинг, Лтд.») занялась ремонтом самолетов морской авиации. Постепенно там начали самостоятельно конструировать и строить небольшие машины. Перед концом войны фирму переименовали в «Supermarine Aviation Works» («Супермарин Эвиэйшн Уоркс»). В 1919 году пост главного конструктора фирмы занял талантливый самоучка (у него не было высшего образования) Реджинальд Митчелл, ему исполнилось тогда всего 24 года.

В соответствии с названием фирма делала упор на производство гидросамолетов. В 20-х-30-х годах Митчеллу удалось спроектировать несколько удачных летающих лодок, принятых на вооружение в Англии и в других странах. Одна из моделей гоночных гидропланов конструкции Реджинальда Митчелла, Supermarine S.6B, выиграла Кубок Шнейдера и стала первым самолётом, превысившим скоростной порог в 650 км/ч. 7 лет спустя, в феврале 1934 года, Реджинальд Митчел (Reginald Mitchell) закончил работу над своим первым проектом истребителя Супермарин Тип 224. Самолёт должен был принять участие в конкурсе на новый скоростной истребитель для Британских королевских ВВС. По своей конструкции это был цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Однако, лётные характеристики этого Супермарина не были очень впечатляющими. Самолёт развивал скорость лишь 367 км/час и поднимался на высоту 15 000 футов (4575 м) за 9,5 минут. Победителем конкурса стал самолёт, представленный компанией Глостер, который позднее поступил на службу в Королевские ВВС под названием «Гладиатор». Этот самолёт показал максимальную скорость в 390 км/час и смог подняться на высоту 15000 футов всего за 6,5 минут. Это дало возможность конструкторам Супермарин понять, что в целом прогрессивная конструкция моноплана всё ещё проигрывает хорошо проработанному биплану.
Митчелл извлёк урок из происшедшего и сумел настоять на том, чтобы ему было позволено разработать новый, более лёгкий и аэродинамически лучше проработанный самолёт. Новый самолёт Р. Митчелла имел полностью свободнонесущую конструкцию, убирающееся шасси и закрытую кабину. В качестве силовой установки использовался новый двигатель Роллс-Ройс V-12 мощностью 1000 л. с., в дальнейшем известный под именем «Мерлин». На это время этот двигатель ещё не выпускался серийно, — компания Роллс-Ройс ещё только испытывала двигатель в Дерби. Первые варианты нового самолёта Митчела имели слабое вооружение — четыре 7,69-мм пулемёта. После консультаций с Королевскими ВВС Великобритании самолёт переделали, теперь он нёс восемь 7,69-мм пулемётов Браунинг .303 Mk.II (авиационная модификация пулемёта Браунинг M1919 под британский патрон) c боезапасом 250 патронов на каждый пулемёт.

Этот новый истребитель совершил свой первый испытательный полёт 5 марта 1936 года, под управлением пилота-испытателя Матта Саммерса (Mutt Summers). Во время испытательных полётов новый истребитель развил скорость в 562 км/час и поднялся на высоту 30 тыс. футов (9145 метров) за 17 минут. Это сделало созданный самолёт самым быстрым из существовавших на тот момент истребителей, кроме того, он являлся одним из самых хорошо вооружённых.

Подробнее об истории истребителя Supermarine «Spitfire» можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Зодиакальные созвездия (от греч. ζωδιακός, «звериный») — 13 созвездий, расположенных вдоль эклиптики, видимого годового пути Солнца среди звёзд. Название связано с тем, что большинство зодиакальных созвездий с древних времён носит названия животных.
Считается, что зодиакальные созвездия были выделены в особую группу ещё в Древней Греции, во времена Евдокса Книдского.

1. Овен (Aries): 19.04-13.05* (21.03-20.04**)
Овен - созвездие, которое расположено в северном полушарии. Имя с латыни переводится как «баран». Символ отображает рога. Относится к зодиакальным созвездиям (Овен также начинает 12 знаков зодиака).
Три главные звезды — Хамаль («голова барана»), Шератан («след» или «знак») и Мезартим (соответственно α, β, и γ Овна).
Звезда четвёртой величины Мезартим стала одной из первых двойных звезд, открытых при помощи телескопа (Робертом Гуком в 1664 году).
С площадью в 441 квадратных градуса созвездие Овен занимает 39-ю позицию по величине среди небесных созвездий.
2. Телец (Taurus): 14.05-19.06* (21.04-21.05**)
Телец - созвездие, которое располагается в северном небе. С латыни «Taurus» переводится как «бык».
Символ отображает голову животного. В Греции его связывали с Зевсом, превратившимся в быка, чтобы похитить Европу.
Наиболее яркие звёзды — Альдебаран, Нат, Альциона и ζ Тельца. В Тельце находятся два ярких рассеянных звёздных скопления — Гиады и Плеяды.
Плеяды, или «Семь Сестёр», — это рассеянное скопление, одно из ближайших к нам (расстояние 410 св. лет), содержащее ок. 500 звёзд, окутанных еле заметной туманностью. Ещё ближе к нам (ок. 150 св. лет) расположено рассеянное скопление Гиады, содержащее 132 звезды ярче 9-й величины и ещё 259 более слабых возможных членов.
С площадью в 797 квадратных градусов созвездие Телец занимает 17-ю позицию по размерам. Его можно отыскать в широтах от +90° до -65°.
3. Близнецы (Gemini): 20.06-20.07* (22.05-21.06**)
Близнецы — зодиакальное созвездие северного полушария неба, наиболее яркие звёзды — Поллукс и Кастор.
Созвездие Близнецы отображает братьев Кастора и Полидевка. Этих братьев также знают как Диоскур – сыновей Зевса.
В созвездии Солнце находится с 20 июня по 20 июля. Наилучшие условия видимости в декабре—январе. Видно на всей территории России.
С площадью в 514 квадратных градусов созвездие Близнецы занимает 30-е место по величине. Его можно отыскать в широтах от 90° до -60°.
К звезде 37 Близнецов, похожей на Солнце, в 2001 году было отправлено радиопослание жителей Земли внеземным цивилизациям.
4. Рак (Cancer): 21.07-09.08* (22.06-22.07**)
Рак — самое неприметное зодиакальное созвездие, которое можно увидеть лишь в ясную ночь между созвездиями Льва и Близнецов. Самая яркая звезда (β Рака). 2 тысячи лет назад, когда складывалась астрономическая терминология, точка летнего солнцестояния находилась в созвездии Рака, вследствие чего Северный тропик Земли называется тропиком Рака.
В древнегреческой мифологии Рак отождествляется с раком из второго подвига Геракла. Согласно мифу, во время борьбы с Лернейской гидрой все звери были на стороне Геракла, и лишь рак осмелился выпрыгнуть из болота и укусить Геракла за ногу, за что был тут же раздавлен ногой. Богиня Гера, ненавидевшая Геракла, в благодарность превратила рака в созвездие.
По величине зодиакальное созвездие Рак занимает 31-е место с площадью 506 квадратных градусов. Отыскать его можно в широтах: от +90° до -60°.
5. Лев (Leo): 10.08-15.09* (23.07 - 21.08**)
Лев — зодиакальное созвездие северного полушария неба, лежащее между Раком и Девой. В Древней Месопотамии созвездие было известно со II тыс. до н. э. и имело название «Большая Собака». В небе можно заметить 6 ярких звезд в форме серпа, отображающих львиную голову. Ярчайшая – Регул отмечает сердце, Данебола – кончил хвоста, Альгиеба – шея (хотя название переводится как «лоб»), а Зосма – огузок.
Классический миф связывает Льва с убитым Гераклом Немейским чудовищем.
Считается одним из старейших небесных созвездий. Сведения с археологии доказывают, что в Месопотамии отыскали созвездие похожее на Лев еще в 4000 году до н.э.
С площадью в 947 квадратных градусов зодиакальное созвездие Лев занимает 12-е место по размерам. Можно отыскать в широтах от +90° до -65°.
6. Дева (Virgo): 16.09-30.10* (22.08 - 23.09**)
Дева — экваториальное зодиакальное созвездие, лежащее между Львом и Весами.
Самая яркая звезда — Спика (α Девы), что на латинском значит «колос». Звезда Поррима (γ Девы), что значит «богиня пророчеств», — одна из ближайших к нам двойных звёзд (расстояние 32 св. года) с очень вытянутой орбитой и периодом 171 год.
Чаще всего, в созвездии видели греческую богиню справедливости Дике. Она была дочкой Зевса и Фемиды. Ее изображали с крыльями ангела и пшеничным колоском в левой ладони (звезда Спика).
В правом верхнем районе созвездия Девы на сравнительно небольшом участке неба сосредоточено не менее двух с половиной тысяч далеких галактик. Это поле, усеянное звёздными системами, выходит за пределы созвездия Девы. Это огромное облако галактик находится настолько далеко, что свет от него доходит до Земли лишь за 1,3 миллиарда лет. Рассматривая эту область неба, мы получаем возможность заглянуть в отдалённое прошлое Вселенной.
С площадью в 1294 квадратных градусов созвездие Дева стоит на втором месте по размерам. Можно отыскать в широтах от +80° до -80°.
7. Весы (Libra): 31.10-22.11* (24.09 - 23.10**)
Весы — зодиакальное созвездие, лежащее между Скорпионом и Девой. Содержит 83 звезды, видимые невооружённым глазом. Созвездие Весов — одно из наиболее заметных созвездий Зодиака, несмотря на то, что лишь шесть его звёзд ярче 4-й звёздной величины. Наиболее благоприятные условия видимости в апреле — мае. Полностью наблюдается в центральных и южных районах России.
В направлении созвездия Весов, начиная с 1962 года, с Земли систематически посылались радио- и лазерные сигналы (всего 4 раза: в 1962, 1966, 2008 и 2009 годах) в сторону потенциально обитаемых экзопланет. Причём, в трёх из четырёх случаев это было организовано и осуществлено советскими и российскими астрофизиками.
8. Скорпион (Scorpius): 23.11-29.11* (24.10 - 22.11**)
Скорпион — южное зодиакальное созвездие, расположенное между Стрельцом на востоке и Весами на западе целиком в Млечном Пути. Оно находится близко к центру Млечного Пути, поэтому быстро находится.
Наиболее яркие звёзды: Антарес, Шаула и Саргас. Наилучшие условия для наблюдений в мае—июне.
Вмещает 4 объекта Мессье: Мессье 4, Мессье 6, Мессье 7, Мессье 80. Есть 13 звезд с планетами. Ярчайшая – Антарес (Альфа Скорпиона), чья видимая визуальная величина составляет 0.96. Это также одна из первых по яркости в небе. Заметны два метеорных потока: Альфа Скорпиды и Омега Скорпиды.
С площадью в 497 квадратных градусов созвездие Скорпион стоит на 33-й позиции по размерам. Можно отыскать в широтах от +40° до -90°, т.е. полностью в южных и частично в центральных районах России.
9. Змееносец (Ophiuchus): 30.11-17.12* (отсутствует)
10. Стрелец (Sagittarius): 18.12-18.01* (23.11 - 22.12**)
Стрелец — зодиакальное созвездие, лежащее между Козерогом и Скорпионом. В Стрельце находятся точка зимнего солнцестояния, а также центр Галактики, удалённый от нас примерно на 30 000 световых лет и скрытый за облаками межзвездной пыли.
Вмещает 15 объектов Мессье и 22 звезды с планетами. Ярчайшая – Эпсилон Стрельца.
Считается, что в Стрельце располагается самая красивая часть Млечного Пути, множество шаровых скоплений, а также тёмных и светлых туманностей. Например, туманности Лагуна, Омега, Тройная, рассеянные скопления, шаровые скопления.
С площадью в 867 квадратных градусов созвездие Стрелец находится на 15-й позиции по величине. Можно отыскать в широтах от +55° до -90°.
11. Козерог (Capricornus): 19.01-15.02* (23.12 - 20.01**)
Козерог — зодиакальное созвездие южного полушария неба, находящееся между Водолеем и Стрельцом. Наиболее благоприятные условия для наблюдений в июле — августе.
Наиболее яркая звезда — δ Козерога. Наиболее примечательный объект в Козероге — шаровое скопление M30 с весьма плотным ядром. Интересна звезда Альфа Козерога — оптическая двойная звезда, состоящая из двух не связанных друг с другом звёзд, каждая из которых, в свою очередь, является физической двойной системой.
Древние люди называли это созвездие «рыба-коза», и в этом виде оно представлено на многих картах. Иногда отождествляется с богом лесов, полей и пастухов Паном. 2 тысячи лет назад, когда в Древней Греции складывались названия созвездий, в Козероге находилась точка зимнего солнцестояния, именно с этим связано название южного тропика — тропик Козерога.
С площадью в 414 квадратных градуса созвездие Козерог занимает 40-ю позицию по величине. Созвездие видно в южных и центральных районах России (в широтах от +60° до -90°).
12. Водолей (Aquarius): 16.02-11.03* (21.01 - 19.02**)
Водолей — большое зодиакальное созвездие, находящееся между Козерогом и Рыбами. Известный астеризм в Водолее — «Кувшин», маленькая Y-образная группа из пяти звёзд, «оседлавшая» небесный экватор. Центральная из этих звёзд, ζ Водолея, — двойная. Интересны также шаровое скопление M 2 и планетарные туманности «Сатурн» и «Улитка». Наиболее благоприятные условия видимости в августе—сентябре.
По величине созвездие Водолей занимает 10-ю позицию с площадью в 980 квадратных градусов. Его можно найти в широтах +65° и -90°. Созвездие лучше видно в центральных и южных районах России.
13. Рыбы (Pisces): 12.03-18.04* (20.02 - 20.03**)
Рыбы — большое зодиакальное созвездие, лежащее между Водолеем и Овном. Обычно его делят на «северную Рыбу» и «западную Рыбу».
Наиболее яркая звезда: Альриша (α Рыб), расположена в юго-восточном углу созвездия и представляет собой визуальную двойную. В 2° к югу от δ Рыб находится Звезда ван Маанена, вероятно, ближайший к нам одиночный белый карлик (удалённый на 13,8 светового года). Также в созвездии расположена спиральная галактика М 74, крупнейшая из наблюдаемых плашмя. В западной части созвездия находится одна из ярчайших углеродных звёзд TX Рыб (19 Рыб), имеющая тёмно-красный цвет.
Население Вавилона видело в нем пару рыб, связанных веревкой. Позже оно отобразилось и у римлян, которые распознали Венеру и Амура. Пара связала себя веревкой и стала рыбами, чтобы убежать от Тифона. Звезда Альфа Рыб отображает эту веревку.
С площадью в 889 квадратных градусов созвездие Рыбы занимает 14-ю позицию по размерам. Его можно отыскать в широтах от +90° до -65°.
* Промежуток, в течение которого Солнце находится в зоне данного созвездия на эклиптике
** Для интересующихся гороскопами также указаны даты, соответствующие определенным знакам зодиака (не путать с созвездиями!)


«Знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция все более (в последнее время) занимает внимание философии. Ею мы живем гораздо больше, чем предполагаем. Она-то и ведет нас в другую, высшую область духа,- то есть в религию»...
«Кажущееся временное противоречие между наукой и религией возможно, поскольку наука ищет, движется, и, следовательно, может заблуждаться. Она находится в процессе становления, в то время, как религия уже обладает истиной, открывает вещи, как они есть»…
В.Ф.Войно-Ясенецкий
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого МЗ РФ https://krasgmu.ru/
Храм Святителя Луки архиепископа Красноярского при КрасГМУ https://go.2gis.com/b6aw2
Памятник В.Ф.Войно-Ясенецкому (Святителю Луке) в Красноярске https://go.2gis.com/i6b7z
Мемориальная доска в Красноярске, ул. Ленина, 114 https://go.2gis.com/qj1nl
Стипендия Красноярского края имени хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) — за достижения в области здравоохранения и медицинских наук (за исключением медицинской биофизики) http://www.sib-science.info/ru/grants/konkurs-na-soiskanie-imennykh-stipendiy-12102018
Поезд здоровья "Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука" http://kras.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4477&layer_id=3290&refererLayerId=3290&id=2391
Биографический фильм-драма «Лука. Излечить страх» 2013 год https://www.youtube.com/watch?v=1YgQakm8aJM
Книги и статьи о Святителе Луке (Войно-Ясенецком) http://luka.kasdom.ru/knigi-i-stati-o-svyatitele-luke-vojno-yasenetskom
Подъёмная сила
На данный момент создано множество различных летательных аппаратов: самолеты, воздушные шары, планеры, аэропланы и др. Но условие для осуществления полета любых летательных аппаратов общее — они должны преодолевать силу земного притяжения, т.е. в процессе полета создавать подъемную силу, превышающую силу притяжения Земли.
Всего существует 3 основных принципа создания подъёмной силы: реактивный, аэростатический и аэродинамический. Последний принцип является самым распространённым. Он характерен для летательных аппаратов тяжелее воздуха, а именно для самолётов различного типа. Его суть в том, что подъемная сила создается несущими поверхностями, в основном крылом, при перемещении самолета относительно воздуха в результате работы двигательной установки.
Исторический факт:
В 1505 году великий Леонардо да Винчи писал: «… когда птица находится в ветре, она может держаться в нём без взмахов крыльями, ибо ту же роль, которую при неподвижном воздухе крыло выполняет в отношении воздуха, выполняет движущийся воздух в отношении крыльев при неподвижных крыльях».
Из этой идеи следует: чтобы полететь, не нужно размахивать крыльями, нужно заставить их двигаться относительно воздуха. Для этого крылу с помощью двигательной установки сообщают горизонтальную скорость, благодаря которой крыло и воздух начнут взаимодействовать с образованием подъёмной силы.
Тем не менее, величина подъёмной силы зависит не только от взаимодействия между крылом и воздухом. Она также зависит от угла, под которым воздух дует на крыло. Этот угол называется углом атаки и чем он больше, тем больше подъёмная сила. Однако, если на плоскую пластину под небольшим углом действует набегающий поток воздуха, то помимо подъёмной силы, старающейся поднять пластину, возникает сила сопротивления, пытающаяся «сдуть» её назад.

Получается, что чем больше угол атаки, тем больше и подъёмная сила, и сила сопротивления. Так каким же должен быть угол атаки, чтобы эти силы находились в эффективном балансе? Ещё в 80-х годах XIX века учёные выяснили, что оптимальный угол атаки для плоского крыла лежит в пределах от 2 до 9 градусов. Если угол сделать меньше, то подъёмной силы будет недостаточно для совершения полёта, а если больше, то сопротивление будет настолько большим, что крыло будет выполнять роль паруса.
Также большое значение для величины подъёмной силы имеет форма крыла. Ещё очень давно люди заметили, что у птиц крылья не плоские, а в тех же 1880-х годах английский физик Горацио Филлипс провёл эксперименты в аэродинамической трубе и доказал, что аэродинамическое качество выпуклой пластины значительно больше, чем плоской. Почему же так происходит? Представьте, что вам удалось сделать крыло, у которого нижняя поверхность плоская, а верхняя — выпуклая. Поток воздуха, набегающий на переднюю кромку крыла, делится на две части: одна обтекает крыло снизу, другая — сверху. Обратите внимание, что сверху воздуху приходится пройти путь несколько больший, чем снизу, следовательно, сверху скорость воздуха будет тоже чуть больше, чем снизу. Однако, согласно закону Бернулли давление газа, протекающего по поверхности, выше там, где скорость его движения меньше, и наоборот: там, где скорость больше, давление меньше. Следовательно, давление воздуха под крылом оказывается выше, чем над ним, что и влечет появление подъёмной силы.

Вывод:
Подъёмная сила – это сила, возникающая при перемещении несущей поверхности относительно воздуха и направленная на преодоление силы притяжения, а также зависящая от формы крыла и его угла атаки. Она является неотъемлемой частью современной авиации, так как без неё ни один авиатранспорт не сможет взлететь, не говоря о совершении авиаперелётов.
Конденсация
Конденсация паров — переход вещества в жидкое или твёрдое состояние из газообразного. В авиации это физическое явление больше известно, как конденсационный след или эффект Прандтля-Глоерта.

Эффект Прандтля – Глоерта — явление, заключающееся в конденсации атмосферной влаги позади объекта, движущегося на околозвуковых скоростях. Чаще всего наблюдается у самолётов. Эффект назван в честь немецкого физика Людвига Прандтля и английского физика Германна Глоерта. Существует распространённое заблуждение, что возникновение облака из-за эффекта Прандтля-Глоерта означает, что именно в этот момент самолёт преодолевает «звуковой барьер». На самом деле, проявление этого эффекта зависит не только от скорости самолёта, но и от температуры и влажности воздуха. В условиях нормальной или слегка повышенной влажности облако образуется только при скоростях, близких к скорости звука. В условиях очень высокой влажности эффект можно наблюдать и на намного более низких скоростях.
Сама конденсация происходит только при условии, что количество водяного пара превышает то количество, которое необходимо для насыщения. Эти условия определяются точкой росы – температурой, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, достигает насыщения при данной удельной влажности и постоянном давлении. Степень насыщения характеризуется относительной влажностью – процентным отношением количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к количеству, которое требуется для насыщения. Кроме этих условий, необходимо еще и наличие центров конденсации.
Интересный факт:
При температуре до −30... −40 °C водяной пар при конденсации переходит в жидкую фазу, при температуре ниже −30... −40 °C водяной пар превращается сразу в ледяные кристаллы, минуя жидкую фазу.
Существуют две основные причины возникновения условий для конденсации и появления следа. Первая — повышение влажности воздуха, когда к атмосферному водяному пару добавляется водяной пар, содержащийся в отработанных газах авиационного двигателя в результате сгорания топлива. Это повышает точку росы в ограниченном объеме воздуха, за двигателями. Если точка росы становится выше температуры окружающего воздуха, то по мере остывания отработанных газов избыточный водяной пар конденсируется. Количество водяного пара, выбрасываемого двигателем, зависит от его мощности и режима работы. Вторая причина — понижение температуры воздуха в результате падения его давления над крылом и внутри вихрей, возникающих при обтекании различных частей самолета. Наиболее интенсивные вихри образуются на краях крыла и выпущенных закрылков. Если при этом температура опускается ниже точки росы — избыток атмосферного водяного пара конденсируется в области над крылом и внутри вихрей. Степень понижения давления и температуры зависят от таких параметров, как масса летательного аппарата, коэффициент подъемной силы, величина индуктивного сопротивления и др. Часто наблюдаются следы, образованные в результате комбинации этих двух причин. Образованию конденсационного следа также способствуют центры конденсации в виде частиц не сгоревшего или не полностью сгоревшего топлива.
Таким образом, возможность появления, вид, и время существования конденсационного следа зависят от влажности и температуры атмосферного воздуха. При низкой влажности и относительно высокой температуре след может отсутствовать вовсе, так как при таких условиях водяной пар не достигает состояния перенасыщения. Чем выше влажность и ниже температура, тем больше водяного пара конденсируется, и тем медленнее происходит испарение, следовательно — след насыщеннее и длиннее. А при относительной влажности, близкой к 100% и низкой температуре, конденсируется наибольшее количество водяного пара, а поскольку высокая влажность препятствует испарению частиц следа, то это влечет образование конденсационных следов, которые могут существовать в течении большого отрезка времени, нередко превращаясь в перистые или перисто-кучевые облака.
Вывод:
В современной авиации явление конденсации является едва ли не самым распространённым, потому что большинство самолётов совершают полёты на скоростях, близких к сверхзвуковым. Единственное, что требуется для появления конденсационного следа – это подходящие погодные и климатические условия.
Кристаллизация
Кристаллизация — процесс образования кристаллов из газов, растворов, расплавов или стёкол. Кристаллизацией называют также образование кристаллов с данной структурой из кристаллов иной структуры. Кристаллизация начинается при достижении некоторого предельного условия, например, переохлаждения жидкости или перенасыщения пара, когда практически мгновенно возникает множество мелких кристалликов — центров кристаллизации. Кристаллики растут, присоединяя атомы или молекулы из жидкости или пара.
В авиации явление кристаллизации наиболее ярко представлено таким процессом, как обледенение. Обледенение - отложение льда на обтекаемых частях самолета, силовых установках и внешних деталях его специального оборудования при полете в воздухе, содержащем переохлажденные капли воды.
Всего существует 3 вида обледенения:
Первый тип — это так называемое сублимационное обледенение. В этом случае происходит превращения водяных паров в лёд на поверхности обшивки летательного аппарата, минуя жидкую фазу. Обычно это происходит, когда воздушные массы, насыщенные влагой, контактируют с сильно охлажденными поверхностями. Это, например, возможно, если на поверхности уже имеется лед, либо, если самолет быстро теряет высоту, перемещаясь из более холодных верхних слоев атмосферы в более нагретые нижние, сохраняя тем самым низкую температуру обшивки. Образовавшиеся в этом случае кристаллы льда непрочно держатся на поверхности и быстро сдуваются набегающим потоком.
Второй тип — так называемое сухое обледенение. Это оседание уже готового льда, снега или града при пролете самолета через кристаллические облака, которые охлаждены настолько, что влага в них содержится в замороженном или кристаллическом виде. Такой лед обычно на поверхности не удерживается, а сразу сдувается и не приносит вреда.
Третий тип — обледенение, при котором капли воды замерзают непосредственно на обшивке летательного аппарата. Этот вид наиболее часто встречается, и, сам по себе, наиболее опасен для эксплуатации летательных аппаратов.

Однако, для того, чтобы вода все-таки замерзла, то есть кристаллизовалась, кроме необходимой температуры нужна дополнительная энергия для формирования центров кристаллизации. Эта энергия берется за счет дополнительного охлаждения воды, иначе говоря ее переохлаждения. То есть вода уже становится переохлажденной с температурой ощутимо ниже нуля. Теперь образование центров кристаллизации и, в конечном итоге, превращение ее в лед, может произойти либо самопроизвольно, либо при наличии в воде примесей, либо при каком-нибудь внешнем воздействии, например, сотрясении.
Вывод:
Несмотря на огромный скачок в развитии авиации явление кристаллизации, а именно обледенение, все ещё представляет опасность для самолётов, ведь зачастую лёд может образовываться на механизмах, поломка которых может привести к крушению самолёта.

Самолет — одно из самых гениальных изобретений человечества. Всегда, со времени первых полетов, он находился, в некотором смысле, в привилегированном положении. Очень многие, самые передовые, достижения науки и техники находили применение в конструкции этого чуда человеческой мысли, стремительно изменяя его внешний облик и летные качества.

Немногим более ста лет разделяют первый самолет братьев Райт и современные комфортабельные лайнеры и скоростные истребители, а разница между ними иной раз столь велика, что заставляет думать, будто эти аппараты не имеют ничего общего между собой. Однако, это не так. И старые допотопные этажерки, и ультрасовременные роскошные боинги или аэрбасы — все эти летательные аппараты гордо именуются самолетами, и скроены они поэтому в принципиальном, основополагающем смысле одинаково.

Подавляющее большинство всех когда-либо летавших и летающих ныне самолетов в мире являются примерами компоновки классической. Это означает, как минимум, что на каждом аппарате имеются в наличии крыло и фюзеляж, за исключением, может быть, схемы «летающее крыло», хотя и тут еще можно порассуждать.
Взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие во всех смыслах этих двух самых больших частей самолетной схемы достаточно сложны. Поэтому в авиационной науке и авиастроении уже давно существует деление самолетов в зависимости от расположения крыла по отношению к фюзеляжу на высокопланы, среднепланы и низкопланы. Причем, конечно, надо обязательно оговориться, что рассматриваем мы сейчас исключительно монопланы, то есть самолеты, обладающие одним крылом, в отличие от бипланов, трипланов и т.д.
По названию и так уже понятно, что низкоплан — это летательный аппарат с низкорасположенным крылом по отношению к фюзеляжу, то есть крыло находится ниже горизонтальной плоскости, проходящей через продольную ось фюзеляжа (или фюзеляж, скажем так, «лежит на крыле»).
Высокоплан — аппарат с высокорасположенным крылом, то есть крыло выше этой горизонтальной плоскости (или оно «лежит на фюзеляже»).
Существуют еще и среднепланы. У них крыло занимает промежуточное положение, то есть расположено в средней части фюзеляжа в плоскости, проходящей через продольную ось.
Немного о технических и эксплуатационных особенностях высокопланов
Высокое расположение крыла и низкое расположение фюзеляжа относительно земли позволяет успешно решать задачи загрузки и перевозки полезных грузов, как гражданских, так и военных. Такое преимущество очевидно, поэтому все основные грузовые самолеты мира – высокопланы с широким, низкорасположенным фюзеляжем.



Есть, конечно, и транспортные низкопланы, но чаще всего это грузовые версии пассажирских самолетов и использование их достаточно специфично (например погрузка через боковые люки, грузы ограниченных габаритов).
Расположение двигателей
Очевидно, что у высокоплана затруднен эксплуатационный доступ к двигателям именно по причине высокого их расположения. У низкоплана двигатели в плане обслуживания расположены, конечно, гораздо удобнее (особенно турбовентиляторные на подкрыльевых пилонах). Но с другой стороны риск повреждения таких двигателей посторонними предметами с ВПП ощутимо выше.
Создателям самолетов так или иначе приходится выбирать согласно заданным исходным параметрам аэродинамические схемы и компоновки со всеми их положительными и отрицательными сторонами и качествами. Тем более что оценка этих качеств тоже вещь относительная.
Все зависит от предназначения летательного аппарата, условий и характера его предполагаемого использования. Нам с вами теперь понятно, что высокоплан — схема очень подходящая для транспортников. Но ведь высокоскоростные и маневренные истребители (МИГ-23, СУ-27, МИГ-25, МИГ-31) — это тоже высокопланы.


«Чего не исцеляют лекарства, исцеляет железо; чего не исцеляет железо, исцеляет огонь; чего не исцеляет огонь, исцеляет человеческий разум»…
Л.В. Киренский
Институт физики им. Л.В. Киренского СО РАН в Красноярске (Академгородок, 50/38) http://kirensky.ru/ru
Мемориальный музей академика Л.В. Киренского на территории Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН в Красноярске http://kirensky.ru/ru/history/museum
Стипендия Красноярского края имени академика Л. В. Киренского — за достижения в области математических и естественных наук (за исключением биологических наук) http://www.sib-science.info/ru/grants/konkurs-na-soiskanie-imennykh-stipendiy-12102018
Улица академика Киренского в Красноярске https://go.2gis.com/scfsqz
Памятник Л.В. Киренскому в Красноярске https://go.2gis.com/cjq7f
Документальный фильм к 100-летию Леонида Васильевича Киренского, созданный в Красноярском педагогическом университете в 2009 году https://www.youtube.com/watch?time_continue=40&v=5uCYyUWDj3E&feature=emb_log
Книга «Леонид Васильевич Киренский». Серия «Наука Сибири в лицах». Ответственный редактор академик В. Ф. Шабанов. http://kirensky.ru/ru/history/l-v-kirenskii/book_sibirian
Книга «Леонид Васильевич Киренский». Н. С. Чистяков и Р. П. Смолин http://kirensky.ru/ru/history/l-v-kirenskii/kniga-leonid-vasilevich-kirenskii-n-s-chistyakov-i-r-p-smolin

«Что меня всегда восхищало, так это умение Михаила Фёдоровича работать без шума, как говорится, «без помпы» — на результат. Ведь многие десятилетия в стране по заведённому строгому порядку не принято было говорить в открытой печати о создателях ракетно-космической техники. Поэтому в космонавтике одним доставались торжественные сообщения ТАСС, восторженные статьи, всеобщая известность и громкая слава, а другим очередные, всё более сложные задачи. Возглавляемый Решетнёвым коллектив был как раз в числе этих других»...
Генерал-полковник Владимир Леонтьевич Иванов
Образовательные учреждения в Красноярске и Железногорске:
- Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, (проспект имени газеты «Красноярский рабочий», д. 31) https://www.sibsau.ru/
- Аэрокосмический колледж, СибГУ им. академика М.Ф. Решетнева (ул. Семафорная, 433/1) https://www.sibsau.ru/
- Общеобразовательная школа — Лицей № 102 имени ак. М. Ф. Решетнёва (Красноярский край, г. Железногорск, ул.Школьная, д. 46) http://licey102.ru/
Предприятие ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва https://www.iss-reshetnev.ru/
Пассажирский самолёт ИЛ-96-300 (RA-96017) «Михаил Решетнев» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-96
Улица имени М.Ф. Решетнева в Железногорске https://go.2gis.com/2h0qy
Площадь с памятником на ул. Решетнева/ ул. Ленина в Железногорске https://go.2gis.com/pd22n
Международная научная конференция «Решетневские чтения» https://reshetnev.sibsau.ru/main_page
Документальный фильм о М.Ф. Решетневе https://www.youtube.com/watch?time_continue=110&v=FPKMH5drxr4&feature=emb_logo
Книга НПО ПМ «Академик М.Ф. Решетнёв» https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-070607

«Мартьянов принадлежал к числу тех людей, которые, увлеченные определенной идеей, с упорством проводят ее в жизнь, которые могут увлечь за собой других… умеют расшевелить массы, заинтересовать предметом и привлечь к деятельности»…
Ф. Я. Кон, один из ревностных почитателей музея и его создателя.
Минусинский региональный краеведческий Музей им. Н.М. Мартьянова https://xn----8sbahmlpvellw0ag7lzb.xn--p1ai/
Научная библиотека Минусинского краеведческого Музея им. Н.М. Мартьянова https://xn----8sbahmlpvellw0ag7lzb.xn--p1ai/?mode=library
Научно-практическая конференция «Мартьяновские краеведческие чтения» https://xn----8sbahmlpvellw0ag7lzb.xn--p1ai/?mode=events&id=870
Улица Мартьянова в городе Минусинске Красноярского края https://go.2gis.com/h7sn3
Памятник Н.П. Мартьянову в городе Минусинске Красноярского края https://go.2gis.com/di0y6
Пик Мартьянова в Западном Саяне https://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=f8b73605-6c43-46c4-9b7b-1db179136d7f
В честь Н. М. Мартьянова названо немало растений: Mesostemma martjanovii (Krylov) Ikonn. — мезостемма Мартьянова; Potentilla martjanovii Polozh. — лапчатка Мартьянова; Oxytropis martjanovii Kryl. — остролодочник Мартьянова; Bupleurum martjanovii Kryl. — володушка Мартьянова; Valeriana martjanovii Kryl. — валериана Мартьянова; Artemisia martjanovii Krasch. ex Poljak. — полынь Мартьянова.
Книга Яворского, Г. «Н. М. Мартьянов. Краткий очерк жизни и деятельности», 1969 год https://search.rsl.ru/ru/record/0100703922

«В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край то у нас какой. Енисей течет на пять тысяч верст в длину, а шириною против Красноярска — верста. Берега у него глинистые, розово-красные. И имя отсюда — Красноярск. Про нас говорят: «Красноярцы сердцем яры»…
В.И. Суриков
Музеи и выставочные центры в г. Красноярске:
- Художественный музей им. В.И. Сурикова (Парижской коммуны, 20) http://www.surikov-museum.ru/
- Музей-усадьба В.С. Сурикова (Ленина, 98) http://www.museum.ru/m1541
Музеи, в которых можно увидеть основные крупные произведения Сурикова:
- Государственная Третьяковская Галерея в Москве https://www.tretyakovgallery.ru/collection/?category=all&period=all&author=surikov&page=1&place=all
- Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге http://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/exhibitions/russian-art-of-second-half-of-xix-century/
Образовательные учреждения в Красноярске:
- Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79) https://dhsh1-surikova.krn.muzkult.ru/
- Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (ул. Краснодарская, 7 б) http://school1.krsnet.ru/
- Художественное училище им. В. И. Сурикова, (ул. Свердловская, 5) http://khusurikov.ru/
В Москве: Московский художественный институт имени В. И. Сурикова http://surikov-vuz.com/
Улица имени В. И. Сурикова в Красноярске https://go.2gis.com/cr5i5
Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина в Красноярске https://go.2gis.com/3tkuy
Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова в Красноярске https://go.2gis.com/6x18q
Историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёром Анатолием Рыбаковым
Книга Максимилиана Александровича Волошина «Суриков» https://coollib.com/b/163295/read

«Мы росли, питаясь произведениями Купера, Майн Рида, и в обстановке приволья, естественно проникались любовью к природе, к простору. Из нас вышли прекрасные, опытные охотники, местные следопыты, и мы все лето проводили в лодке или в лесу, с ружьем и удочками, жили в шалашах и являлись домой через неделю, две, а то и три, чтобы только вымыться, переодеться и запастись провизией и огнеприпасами. Мы почти не увлекались городской жизнью и только зимой отдавали ей дань»...
«Естественно, мы полюбили свой Енисей, реки, леса, горы, стали местными патриотами Красноярска и его окрестностей, а чем дальше, тем шире рос этот местный патриотизм, и в нем заняла место уже вся Сибирь»...
«Любовь к родине — Сибири, местный патриотизм заставили меня дать «аннибалову клятву» по окончании академии вернуться в Сибирь и посвятить работе в Сибири всю свою жизнь"»…
В.М. Крутовский
Красноярский базовый медицинский колледж имени В.М. Крутовского http://www.kbmc.ru/index.php
Дом Крутовских в Красноярске, ул. Каратанова, 11 https://www.krasplace.ru/dom-krutovskix
Улица Крутовского в Красноярске https://go.2gis.com/ht3us
Ботанический сад им. В.М. Крутовского в Красноярске https://go.2gis.com/kdfzr
Мемориальная доска в Красноярске, ул. Карла Маркса, 45 https://go.2gis.com/mlitp
Видеосюжет 7 канала «Городские легенды. Владимир Михайлович Крутовский» https://www.youtube.com/watch?time_continue=14&v=XCESCKp7jYI&feature=emb_logo
Книга В.М. Крутовского «Озеро Шира как местный лечебный курорт» - Томск, 1896. http://www.elib.tomsk.ru/purl/1-8729/
Статья А. В. Бродневой «Кто Вы, доктор Крутовский?» https://magazines.gorky.media/din/2016/1/kto-vy-doktor-krutovskij.html

«Есть страна за Уралом, которая вот уже многие годы небольшими горстками смельчаков всё дальше и в больших пространствах присоединяется к государству Российскому. Не окажусь ли и я чем-нибудь полезным, как Отечеству, так и народу в тех краях?»…
А.П. Степанов
Памятник первому губернатору Енисейской губернии А.П. Степанову в Красноярске https://go.2gis.com/dgpqs
Стипендия Красноярского края имени первого Губернатора Енисейской губернии А. П. Степанова — за достижения в области наук об обществе (за исключением экономики и управления, социологии и социальной работы, политических наук и регионоведения, журналистики), гуманитарных наук (за исключением языкознания и литературоведения, физической культуры и спорта) http://www.sib-science.info/ru/grants/konkurs-na-soiskanie-imennykh-stipendiy-12102018
В честь губернатора в Красноярске именем Степанова был назван переулок (в настоящее время ул. Диктатуры Пролетариата) https://go.2gis.com/g8z47
Видеосюжет 7 канала «Городские легенды» «Первый губернатор» http://trk7.ru/tvprogramm/gorodskie-legendy/36235/?utm_source=proglist
Книга Степанова А.П. «Енисейская губерния». СПб., 1835 год. http://expertclub.info/content/stepanov-ap-eniseyskaya-guberniya-spb-1835

«На улицах я работал в разное время года, не было места, где работать, а это - великолепная мастерская. Я столько переписал этот город! И всё это пульсирующее, живое - всё рядом. Это всё время жизнь, движение. Удивительно, дом ведь тоже заполнен людьми, он живой. Я к нему так и относился. Как машинка бежит, как люди идут и даже деревья как растут. Вот я это состояние и писал»...
А.Г. Поздеев
Музей художника Андрея Поздеева в Красноярске (ул. Шумяцкого, 3) http://www.mus-pozdeyev.ru/
Музеи, в которых можно увидеть основные крупные произведения Поздеева:
- Красноярский Художественный музей им. В.И. Сурикова (Парижской коммуны, 20) http://www.surikov-museum.ru/node/252
Новая художественная школа им. А. Г. Поздеева в Красноярске (пр. Мира, 115а, ст.1, ул. Парусная, 8) http://xn--80adfeajz0ai.xn--p1ai/
Памятник А.Г. Поздееву в Красноярске https://go.2gis.com/p5xoa
Фонд художника Андрея Поздеева https://www.pozdeev-fond.ru/
Документальный фильм «Чаша. Андрей Поздеев» https://www.youtube.com/watch?v=7UuEZfROi8E
Документальный фильм «Под знаком Поздеева» https://www.youtube.com/watch?v=JH_XsAnqQYQ
Книга «Андрей Поздеев. Жизнь человека. Живопись», автор статьи Е.Ю.Худоногова, г.Красноярск, 2004г., Издательство Платина, при поддержке ОАО "Пикра".