Дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности
Педагог дополнительного образования: Ключевский Дмитрий Дмитриевич
Срок реализации программы: 1 год Возраст детей: 7-13 лет Режим занятий: 1 по 45 минут три раза в неделю. Краткое описание программы Родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Эти проблемы можно решить с помощью обучение детей играть в шахматы. Ведь эта игра учит ребят самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности. Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Шахматы – эффективная модель для формирования у ребёнка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребёнок умеет планировать своё время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей. Некоторые дети, поступая в школу, плохо ориентируются на плоскости листа, стола и поэтому занятия по шахматам очень важны. Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребёнку уже в первых классах современной школы. Важным моментом занятий по данной программе становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятие игровых ситуаций, чтение дидактических сказок. В программу заложен принцип непрерывности и преемственности. Цель: создание условий для когнитивного развития обучающихся младшего школьного возраста, приобщение их к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат, посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Формы занятий Программа реализуется в очной форме, с возможностью перехода на дистанционную форму Ожидаемый результат Предметные результаты. Обучающиеся будут знать: правила техники безопасности во время занятий; знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; знать, что такое ничья, пат и вечный шах; знать «цену» каждой шахматной фигуры; способы матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём. Обучающиеся будут уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах, ставить мат; владеть способом взятия на проходе; уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра. Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы: доброжелательное отношение к своим сверстникам потребность в соблюдении самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве. Метапредметные результаты. выработанные умения проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение (версию); уметь слушать и понимать речь других; умение самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; владение способом структурирования шахматных знаний; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Формы подведения итогов реализации программы: мини-турниры, соревнования. |